Ткачество, вышивка

Узоры на ткани – сложный знаковый язык, с помощью которого люди на протяжении многих веков передавали друг другу знания, общались с предками, поклонялись силам природы и просили у них помощи и охраны от злых сил. Вышитые и вытканные орнаменты дают яркое и точное представление о миропонимании и эстетических ценностях народа.
Коллекция ткачества представляет собой собрание предметов, на протяжении столетий украшавших крестьянский быт. Это полотенца, подзоры, ширинки, скатерти, детали одежды. Несколько десятков образцов «пестряди» – ткани в клетку и полоску, из которой шилась одежда, показывает богатое разнообразие вариантов и сложный цветовой строй домотканины ручной выделки. Яркая, праздничная «народная» палитра создавалась умелыми мастерицами из белого, синего и «господствующего» красного цветов. Красно-белым узорам браного тканья не уступают по красоте узоры многоремизного ткачества с его богатством фактур и благородным серебряным блеском белого льна.
Коллекция вышивок включает в себя образцы, выполненные во всех техниках, бытовавших повсеместно на Русском Севере, «роспись», «набор», «счетная гладь», «тамбур», «мережка», «строчка», «крест», «стяги». Особый местный колорит представляют собой вышивки на кумаче, выполненные в «тамбурной» технике. Похожие на наивные детские рисунки, несущие позитивный заряд радости и силы, они говорят о высоком искусстве стилизации и декоративном мышлении авторов. А вещи, вышитые в сложнейшей технике «белой строчки», которую исследователи считают одной из древнейших, своей изысканностью и утонченностью напоминают о мудрой простоте и душевном богатстве простых русских женщин, создавших эту красоту.

Конец полотенца. Вельский уезд. Конец XIX в. Красные, белые и желтые льняные нити, фабричное кружево; полотняное и браное ткачество, тканье «с перетыком».33 х 32. Из коллекции В. Ф. Кулакова.
Ширинка. Вельский уезд. XIX в. Льняной холст, красные и бордовые льняные нити; вышивка «роспись».48 х44,5. Из коллекции В. Ф. Кулакова.
Конец полотенца. Вельский уезд. Вторая половина XIX в. Льняной холст, кумач, красные льняные нити; полотняное и браное ткачество, строчевая вышивка «перевить», коклюшечное плетение. 38 х 40. Из коллекция В. Ф. Кулакова.
Концы полотенца. Д. Глубоковское Верхопуйской волости Вельского уезда. Конец XIX – начало XX в. Кумач, белые х/б нити, желтые и черные шелковые нити; вышивка тамбурным швом, вязание крючком, ручное шитье. 60 х 69.
Ширинка. Вельский уезд. Вторая половина XIX в. Льняной холст, красные и серые льняные нити, красная х/б ткань; вышивка «роспись», строчевая вышивка «торлата», ручное шитье. 56 х 46. Из коллекции В. Ф. Кулакова.
Конец полотенца. Вельский уезд. Конец XIX – начало XX в. Белая х/б ткань, кумач, красные и белые х/б нити; вышивка тамбурным швом, вязание крючком, ручное шитье. 74 х 34.
Конец полотенца. Д. Бирючевская Вельского уезда. Льняной холст, кумач, набивной ситец, красные, белые и желтые х/б нити; полотняное и браное ткачество, вышивка крестом и тамбурным швом, тканое кружево, ручное шитье. 125 х 33.

 


пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

1

2

3

4
5
6

7

8

9

10

11
12

13

14

15

16

17

18
19

20

21

22

23

24

25
26

27

28

29

30

31

Открытие выставки «Музей глазами художников»

Карта сайта
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих
персональных данных. Подробности в - ПОЛИТИКЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ