https://culture29.ru
Костюм
Коллекция одежды Вельского музея, включая образцы ткани и вышивки, весьма обширна (более 950 экспонатов), разнообразна и состоит из предметов, охватывающих период с середины XIX до середины XX века. В ней можно выделить три группы вещей, отличающихся по своему назначению, бытованию, конструктивным и стилистическим особенностям.
К первой группе относятся предметы одежды, наиболее ценные в историческом плане и относящиеся к самым ранним поступлениям. Это сарафаны, коротены-душегреи, головные уборы, обувь. Все они являлись частями праздничных костюмных комплексов крестьянского и купеческого сословий и бытовали повсеместно на Русском Севере, сохраняя конструктивные особенности, характерные для народной одежды XVII –XVIII столетий. Это косоклинные и прямые («московские») сарафаны и коротены, сшитые из прямых полотнищ спереди и расклешенные сзади за счет многочисленных простеганных на кудели складок. Шились они из дорогих покупных, зачастую «заморских», тканей – парчи, штофа, шелка и богато декорировались золотным кружевом, позументом, галуном и бахромой, а также серебряными, латунными и украшенными эмалями пуговками.
Головные уборы – кокошники, сборники, мархотки являются образцами ремесленного производства и имеют однотипную конструкцию. Сборники выполнены на очелье, украшенном позументом. Их донце спереди собрано мелкими складочками. Выступающей в виде валика («рога») налобной части придавалась жесткость за счет набивки из кудели или оческов льна. Кокошники имели дополнительные детали: очелье – «пауши» с боков и ажурную поднизь спереди, а донце – «задник» в затылочной части.
Декор головных уборов представляет целый комплекс различных видов и техник вышивки. Это и золотное шитье, и шитье золотным шнуром, бисером и жемчугом, и ажурное низание бисером. Свадебный девичий головной убор «венец», или «подчелок», выполнен на жесткой основе из нескольких проклеенных слоев бересты и имеет форму полукруглой лопасти с пятью выступами. Его декор дополняют перламутровые плашки, запоны, вставки из фольги и цветного стекла, блестки.
Вторая группа включает в себя одежду широких народных слоев конца XIX – первой половины XX века. Костюмные комплексы этого периода сочетают в конструкции, материалах и декоре как традиционные черты, так и различные заимствования и влияния. Эта группа ценна тем, что дает представление о локальных особенностях одежды Поважья – большого региона Русского Севера. Сарафаны данной группы (около 60 предметов) имеют конструкцию «полуплатья» и состоят из широкой юбки и плотно облегающего фигуру лифа. Шились они из покупной фабричной ткани и из домотканины, великолепной по технике исполнения и цветовому звучанию. Кофты «семишовки», одевавшиеся на сарафаны сверху, – одежда, характерная для городской моды.
Небольшая по количеству третья группа предметов одежды состоит из вещей, отражающих моду уездного города на рубеже XIX–XX веков. Платья, комплекты из кофт и юбок – так называемые «парочки», фрагменты форменной одежды чиновников, различные аксессуары – украшения, платки, зонтики, сумки, головные уборы, пояса и др. ярко отображают вкусы и предпочтения чиновничьего и мещанского сословий, а также демонстрируют разнообразие и высокий уровень мастерства женских рукоделий и ремесел.
Пуговица. Русский Север. XIX в. Металл; литье, скань, зернь, пайка. Высота – 2,5 см, диаметр – 1,8 см. Из коллекции В. Ф. Кулакова. | |
Пуговица. Русский Север. XIX в. Металл; литье, скань, зернь, пайка. Высота – 2,4 см, диаметр – 1,8 см. Из коллекции В. Ф. Кулакова. | |
Пуговица. Русский Север. XIX в. Металл; литье, скань, зернь, пайка, эмаль по скани. Высота – 2,9 см, диаметр – 2 см. Из коллекции В. Ф. Кулакова. | |
Пуговица. Русский Север. XIX в. Металл; литье, скань, зернь, пайка. Высота – 2,8 см, диаметр – 1,7 см. Из коллекции В. Ф. Кулакова. | |
Пуговица. Русский Север. XIX в. Металл; литье, чеканка, резьба, зернь, пайка. Высота – 2,5 см, диаметр – 1,4 см. Из коллекции В. Ф. Кулакова. | |
Пуговица-«бубенец». Русский Север. XVII в. Серебро; литье, чеканка. 3 х 4,5 см. | |
Девичий свадебный головной убор «подчелок». Вельский уезд. XIX в. Льняная крашенина, шелк, льняная набойка, картон, бумага, кора черемухи, бель, запоны с красным и зеленым стеклом, золотный шнур, бить; шитье перламутром и бисером, ручные швы. D – 28 см. | |
Сборник. Русский Север. XIX в. Голубой шелковый репс, набивной ситец, льняной холст, позолоченное пряденое серебро, черный сатин, тесьма, блески, береста; ткачество, золотное шитье вприкреп по карте, ручное шитье. 9,5 х 21 х 18,5 см. Из коллекции В. Ф. Кулакова. | |
Сборушка. Г. Вельск. XIX в. Кумач, сатин, льняной холст, позолоченное пряденое серебро; сплошное золотное шитье вприкреп, ручное шитье. 8,7 х 18, 5 х 22,5 см. | |
Кокошник. Каргопольский уезд Олонецкой губернии. XIX в. Кумач, льняной холст, миткаль, галун, х/б шнур, перламутровые плашки, речной жемчуг; золотное шитье, низание бисером, ручное шитье. 14,5 х 13 х 20 см. Из коллекции В. Ф. Кулакова. | |
Кокошник. Каргопольский уезд Олонецкой губернии. Конец XIX в. Льняной холст, розовый кумач, галун, бисер, перламутровые плашки, речной жемчуг, мишурная нить, бель, золотный шнур, фольга; золотное шитье вприкреп, ручное шитье. 14 х 14 х 19,5 см. Из коллекции В. Ф. Кулакова. | |
Женская праздничная одежда. Вельский уезд. XIX в. Рубаха «рукава». Белый льняной холст, нити х/б; ткачество, ручное шитье. ДЛ. – 42, ПГ – 50, ДЛ р – 34, ПН – 69. Душегрея «коротенька с борами». Желтый шелк, набивной ситец, синяя и бежевая х/б ткань, льняной холст с печатной набойкой, золотное кружево; ткачество, ручное шитье. ДЛ – 53, ПГ – 45, ПН – 105. Сарафан косоклинный. Розовый шелк, льняной холст, набивной ситец, розовый шелковый шнур, тесьма с золотным шитьем, золотный галун, желтые шелковые нити, металл; ткачество, ручное шитье. ДЛ – 121, ПГ – 45, ПН – 105. Из коллекции В. Ф. Кулакова. |
|
Женская выходная одежда. Вельский уезд. Конец XIX – начало XX в. Рубаха «воротушка». Красно-белая пестрядь, сатин, набивной ситец, шерстяные нити; полотняное и браное ткачество, ручное шитье. ДЛ – 38, ПГ – 54, ДЛ р – 70, ПН – 52. Сарафан прямой. Льняное полотно, полушерстяная фабричная ткань, набивной ситец, красно-бело-синяя пестрядь, кумач; ткачество, ручное шитье. ДЛ – 125, ПГ – 41, ПН – 106. Пояс «браный на сволочке». Белые льняные нити, красные и зеленые шерстяные нити; ткачество. 2,2 х 272. |
|
Женская праздничная одежда. Вельский уезд. Начало XX в. Рубаха «рукава». Кумач, нити х/б; вышивка крестом, ручное шитье. ДЛ. – 48, ПГ – 46, ДЛ р – 47, ПН – 82. Сарафан на лифе «прокатной» («бумажник»). Льняное полотно, кумач, нити х/б, кость; ткачество, ручное шитье. ДЛ – 124, ПГ – 48, ПН – 132. Передник. Белый ситец, фабричное кружево, нити х/б; машинное шитье. ДЛ – 71, ШН – 97. |